Внеурочная деятельность "Мелодика" Выработка дикции у вокалистов (3-я тема ДО)

С самых давних времен известно, что музыка способна творить чудеса. Она положительно влияет на общее самочувствие человека, настраивает на позитивный лад, в результате чего улучшается даже динамика физиологических процессов в организме.
Роль музыки в нашей жизни огромна. В одних случаях она просто улучшает настроение, в других – расслабляет и умиротворяет. Положительные эмоции, которые мы испытываем, слушая приятные мелодии, концентрируют внимание, активизируют работу центральной нервной системы и стимулируют интеллектуальную деятельность.
Пение является единственным видом музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное воплощение органически сочетается с выразительным донесением речевого текста, где происходит процесс интеграции музыки и слова. Перед голосовым аппаратом ставится задача не только формирования красивого певческого тона, но и одновременно ясного и четкого произношения поэтического текста. Дикционная четкость - столь же необходимое качество профессионального певца, как и вокальность его голоса.
Методическое пособие «Выработка дикции у начинающих вокалистов» имеет художественную направленность и ориентировано на развитие музыкально-певческих способностей (посредством двух из традиционных видов исполнительской деятельности – вокального искусства и художественного слова) на основе знания отличий дикции в пении от речевого произношения.
Все методики обучения и системы развития музыкально-певческих способностей изначально предполагают подготовку юных вокалистов к исполнению музыкального репертуара. Но при работе с учащимися дошкольного и младшего школьного возраста иногда возникает вопрос – как выстроить работу с детьми данной возрастной категорией, имеющими дефекты дикции, но подающими большие надежды в вокальном искусстве?
Цель методического пособия: создание целостной системы работы по исправлению дикционных проблем у детей дошкольного и младшего школьного возраста на начальном этапе обучения вокальному пению посредством подбора комплекса упражнений.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
  1. Осуществить психолого-педагогический анализ литературы по проблеме выработки дикции у юных вокалистов.
  2. На основе изученной литературы и опыта работы систематизировать:
- дикционные недостатки у детей и способы их устранения,
апробировать упражнения, способствующие развитию правильной дикции у обучающихся.
  1. Составить рекомендации для педагогов – вокалистов по созданию условий для исправления дикционных проблем у обучающихся, и по развитию устойчивого интереса к вокальному пению.
Методическое пособие «Выработка дикции у начинающих вокалистов» разработано к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Чистые звуки» (автор - педагог дополнительного образования музыкального отдела Свешникова Марина Николаевна). Оно предназначено для педагогов дополнительного образования творческих объединений по вокалу и по культуре речи, (а также руководителям хоров и учителям музыки) и направлено на формирование необходимых умений для дальнейшего предпрофессионального становления учащихся.

  1. Анализ педагогической и методической литературы по проблеме выработки дикции у начинающих вокалистов
Если заглянуть в историю вопроса о дикции и рассмотреть степень его разработки в вокально-хоровой литературе, то можно увидеть, что очень многие музыканты - теоретики в своих работах обращались к нему, подчеркивая важность значения дикции в работе над вокальными и хоровыми произведениями.
Большое внимание дикции отводил еще Александр Егорович Варламов  (русский композитор, певец (тенор), педагог - вокалист и дирижёр). Для выработки хорошего произношения он рекомендовал читать текст вслух, не спеша, тщательно выговаривая слоги. Известно, что сам Александр Варламов в исполнении восхищал всех своим декламированием, вдохновенной передачей текста произведений.
Произношению в пении большое внимание в своем трактате об искусстве пения уделял и Мануэль Гарсия (известный певец-педагог, профессор Парижской консерватории и Королевской академии музыки в Лондоне).
Он говорил о необходимости сохранения ровности голоса на всех гласных. А для этого, в свою очередь, необходимо незаметным образом сравнять все гласные, округляя их вверху и делая более светлыми в нижнем регистре так, чтобы кажущаяся ровность голоса, происходимая от действительной его неровности, скрадывалась благодаря умелому управлению гласными.
Вопросы дикции получили освещение и развитие в работах современных педагогов и исследователей голосообразования Иосифа Ионовича Левидова, Всеволода Алавердиевича Багадурова и других.

  1. Артикуляция

Артикуляционный аппарат — это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав — артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.
К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, нёбо), глотка и гортань. Надо помнить, что ротовая полость — это очень важный резонатор (подвижный резонатор), от «архитектуры» которого зависит качество звука.
Первое условие работы артикуляционного аппарата – естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов. Конечно, очень просто сказать: «снятие зажатий», - но ведь их надо сначала обнаружить и только после длительной работы перед зеркалом и с постоянным вниманием, эти недостатки начнут исчезать. В этой работе помогут простейшие упражнения.
Активная естественность или активная свобода — это нормальная жизненная манера произношения звуков, чуть-чуть утрированная, активизированная с расчетом «на последний ряд зрительного зала». Активизация не должна создавать новых зажатий. Она возникает через удобство, естественность и свободу. Карузо говорил: «Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью». Эта фраза говорит о том, как ценил большой мастер гармонию и естество в процессе творчества. Зеркало – большой помощник в работе над приобретением этой гармонии и естества, так как многие зажатия отражаются не только в звуке, но и на лице поющего и говорящего.
Звукообразующими органами речи являются: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, нижняя челюсть. Пассивную роль выполняют: зубы, твердое нёбо, задняя стенка зева и верхняя челюсть. Постановке артикуляционного аппарата следует уделять большое внимание на занятиях первого, да и последующих лет обучения. Главное правило дикции: полное освобождение артикуляционного аппарата от напряжения.
Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности.
На своих занятиях по культуре речи с вокалистами я использую комплекс упражнений для активизации артикуляционного аппарата. Все упражнения делаются перед зеркалом для визуального контроля правильности исполнения

Упражнения для активизации артикуляционного аппарата
1. Лицо спокойное. Обратите внимание на естественную форму губ. Теперь попробуйте их активизировать: пошлепать губами, собрать их в трубочку, поднять верхнюю губу, открыть верхние зубы. Откройте рот. Посмотрите, какая у него красивая форма, как спокойно в нижней челюсти лежит язык. У корня языка рассмотрите свод, маленький язычок, попробуйте его подобрать, освободив глотку. Попробуйте зевнуть, почувствовать мягкое нёбо, ведь от верхних зубов идет твердое нёбо, а затем мягкое, подвижное нёбо и маленький язычок.
2. Для активизации языка. Пошевелите языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, «винтиком», «трубочкой». Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта.
3. Почувствуйте кончик языка, он активный и твердый, как молоточек. (В этом вам поможет воображение). Побейте кончиком языка по зубам изнутри, как будто (беззвучно) говорите: да-да-да-да. Хорошо в этот момент представить себе «высокое небо» и объемный рот.
Энергично произнесите: Т-Д, Т-Д, Т-Д.
 4. Осмотрите полость рта, естественное положение языка, который спокойно лежит в нижней челюсти, его кончик касается внутренней поверхности нижних зубов у самого их корня. Наверху – «высокое нёбо». Корень языка спокоен, опущен, поэтому гортань спокойная, свободная. «Послушайте» и запомните эти ощущения. Если не получается сразу все почувствовать, то возьмите зеркало, посмотрите, а потом представляйте себе строение рта, как будто вы смотрите в  зеркало. Педагоги-вокалисты заметили, что когда язык лежит горбом, то он подтягивает и напрягает гортань, нарушая спокойствие и гармонию в пении. Насильно укладывать язык не стоит, полезно с помощью зеркала зафиксировать этот дефект, почувствовать его и поискать комфортное положение и состояние.
         5. Чтобы освободить язык и гортань выполните такое задание: быстрый, короткий и глубокий вдох носом, затем полностью выдохнуть через рот. Выдох резкий, как «выброс» воздуха со  звуком «ФУ» (щеки «опадают»). А чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесите: К-Г, К-Г, К-Г и КХ-Г, КХ-Г, КХ-Г.
         6. Чтобы активизировать мышцы губ или, как говорят вокалисты, продуть губы, надуйте щеки, чуть поднимите голову вверх и начинайте  сбрасывать  воздух резкими порциями  через собранные в трубочку губы, не забывая приподнимать верхнюю губу, которая обычно более неподвижна. Затем энергично произнесите: П-Б, П-Б, П-Б.
       7. Это упражнение для освобождения нижней челюсти. Просто откройте рот, подвигайте челюстью из стороны в сторону, почувствуйте свободу и расслабление от этого движения. Делайте его перед зеркалом, пока не почувствуете легкую усталость. Нижняя челюсть должна быть свободной, но не приоткрытой. Тяжелая, болтающаяся нижняя челюсть бьет по гортани, делает звук бесформенным, артикуляцию тяжеловесной.
         8. Челюсти не должны быть зажаты. Постучите мелко, дробно передними зубами, как в ознобе. Чтобы случайно не возникли новые зажатия, пока вы старательно выполняете эти разные действия, контролируйте себя с помощью зеркала. Ваше лицо (лоб, брови, глаза) должно быть спокойно, без гримас страдания, напряжения и старания. Привыкайте к наблюдению за своим лицом. Проследите, какое из этих заданий вам доставило трудности, а в каком вы почувствовали дискомфорт, напряжение или увидели мученическую гримасу в зеркале.  Движение (лучше сказать – усилие), доставившее вам неудобство, нужно повторить много раз; многократным, контролируемым, сознательным
повторением неудобного движения вы добьетесь желаемого результата. Обратите внимание, что в работе над дыханием ставится непременное условие – не уставать, а в работе с артикуляционными органами – повтор до легкой усталости. Эти легкие упражнения развивают, совершенствуют ваш артикуляционный аппарат. Простое рассматривание процессов в  зеркале дает информацию для памяти и воображения.
Очень часто бывает так, что само слово «упражнение» вызывает у человека зажатие, потерю естественности, какой-то тормоз, неверный психологический настрой, особенно у начинающих. Однако, у людей, привыкших к регулярной работе, слово «упражнение» вызывает рабочее, активное состояние. Если сказать  человеку: «Вообразите, что вы дуете на свечу», - и человек очень органично производит это действие, подключая и воображение. Если, работая с начинающим, я перед этой фразой скажу: «Сделаем следующее упражнение», -  то неопытный начинающий мгновенно теряет естественность, запирает дыхание, делает немыслимые паузы, невероятно напрягает губы и т.п. Надо учиться быстро входить в рабочее состояние, учиться подключать воображение, чтобы имитировать любое действие, образ, учиться концентрировать внимание на самых мелких движениях, ощущениях, процессах.
После всех этих советов и упражнений делаем вывод, подводим итог:
а) В работе с артикуляционным аппаратом важны постоянные занятия, а не от случая к случаю, сознательный контроль, внимание.
б) Очень важна работа с зеркалом.
в) В работе над раскрепощением надо быть к себе очень  требовательным, чтобы не пропустить никаких зажатий, приводящих к гримасам и ужимкам, показывающим зрителям мышечное перенапряжение.
г) При тренировке артикуляционного аппарата требуются многочисленные повторы неудобных движений до ощущения комфорта. Не надо бояться усталости, но надо избегать  новых зажатий.

После разогрева артикуляционного аппарата приступаем к речевой разминке. Она необходима на каждом занятии по культуре речи, выборочные упражнения могут быть использованы на занятиях вокалом.

  1. Упражнения для речевой разминки

       1. Послушайте звучание своего голоса. Для этого прочитайте наизусть любой знакомый вам отрывок прозы или стихотворения. Критерий вашей собственной оценки -  эстетическое восприятие, естественность, гармония во всех проявлениях, комфортность физического и психологического состояния.
Поиграйте с тембром вашего голоса – попробуйте сказать то же самое на различных частотах, с разной интонацией, в разном темпе. Очень часто для начинающих работа перед зеркалом – это настоящее испытание, так как интуитивно у каждого есть  осознание своей неполноценности. Вы должны найти в этой работе комфортность, понравиться себе в зеркале. И тогда вы найдёте тот баланс красоты и природы вашего голоса, чтобы он производил впечатление на любого слушателя.
        2. Работайте над навыком брать дыхание перед новой фразой. Читая стихотворение или отрывок, сознательно берите дыхание перед каждой фразой. Берите, как умеете, но обязательно берите, привыкайте брать сознательно, не забывайте о нем, ведь дыхание необходимо и для звучания голоса, и как средство выразительности, значит, его необходимо брать не только в начале фразы, но и на знаках препинания. (Это касается и литературного, и музыкального текста). Следите, чтобы дыхание было не шумным, ведь любые призвуки мешают воспринимать текст.
                  Запомните два правила:
  1. в начале фразы губы должны быть слегка разомкнуты, чтобы не запаздывать с началом звука, не производить призвуки (уа, уэ,  уо) и не «причмокивать»;
  2. закрывать рот следует после окончания звука, иначе получается его «съедание» и звучит «М» на конце фразы.
       3. Стихотворение или прозу читайте, утрированно произнося  текст. Это хорошая гимнастика для аппарата. Утрированность снимается – активность остается. Утрированное произношение на занятии  - в зале прозвучит четко, ярко, однако утрированное произношение не должно приводить к зажатию челюстей, гортани, языка, губ. Надо всегда помнить, что согласные должны произноситься активно, мгновенно, четко и легко. Они не должны разбивать поток гласных, которые в пении переходят одна в другую. Утяжеление и укрупнение согласных дает зажатие аппарата. Очень сомнительна рекомендация «удесятерения» согласных при произношении, особенно в пении.
  4. Чтобы отработать манеру произнесения гласных ровным потоком и четкого, мгновенного произношения согласных в этом потоке, надо попробовать стихотворение прочитать, а лучше пропеть  на одних гласных:
Медленно падает снег   - [е-е-о-а-а-е-е].
Послушайте этот гладкий, льющийся  поток гласных. Затем в этот поток «вставьте» быстрые, четкие и легкие согласные, стараясь не нарушить ровность и красоту потока гласных. При этом надо следить, чтобы слово оставалось близким (на зубах), гортань – свободной, дыхание – активным. Это же упражнение надо делать и  перед пением произведения сначала только с литературным текстом, а потом и с музыкой. Пение произведения на одних гласных дает хорошую кантилену.
5. Очень хороши для тренировки скороговорки. Читать скороговорки надо сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следить за ритмичностью произношения. Не забывать темп, дикцию:
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
Сшит колпак не по колпаковски, надо его переколпаковать.
Ты, сверчок сверчи, сверчи, сверчать сверчаток научи.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Ехал грек через реку, видит грек в реке рак.
Сунул грек руку в реку, рак за руку грека цап.
Свил паук себе гамак в уголке, на потолке, чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
  1. Педагог Витт рекомендует обращать особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию, но опять-таки надо помнить правило: согласные не крупнить, не тяжелить, а активизировать.
  2. Вялое произношение приводит к затягиванию темпов, особенно  в пении.
8. Для развития акустических и тембральных свойств голоса необходимо развивать мышцы глотки, языка, выявлять резонирующие свойства организма. Произнесите беззвучно А-Э-О, стараясь шире раскрыть полость зева, а не рот. Повторите 10 раз.

  1. Дикционные недостатки у детей и способы их устранения

Педагогу, работающему с обучающимися вокального класса, для достижения хороших результатов в постановке четкой и ясной дикции следует знать о часто встречающихся дикционных недостатках у детей и владеть способами и приемами их устранения.
Зажатость нижней челюсти и скованность артикуляционного аппарата является одним из характерных недостатков начинающих петь. Этот недостаток можно устранить путем мягкого опускания нижней челюсти при полном спокойствии лицевых мышц, с проверкой рукой или визуально в зеркале.
Серьезным тормозом в работе над артикуляцией являются напряженные движения языка.
Существуют педагоги, которые считают обязательным для правильного певческого звукообразования классическое положение языка в форме ложечки с концом, лежащим у нижних зубов. Для этого употребляется визуальный контроль при помощи зеркала. Освобождению языка помогают слоги с зубными, язычными согласными «Д, 3,Т, Р, Л, Н» и губными согласными «Б, П, В, Ш», оставляющими заднюю часть языка в пассивном состоянии.
Характерным и распространенным недостатком дикции у детей является вялость артикуляционного аппарата (малоподвижные губы, язык, нижняя челюсть, плохо открывающийся рот). Этот недостаток можно устранить путем включения в работу скороговорок или фраз песен в быстром темпе, например: «Пыль столбом кипит, дымится пароход, пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье». Наращивание темпа необходимо производить постепенно, следить за четким и точным произношением слов.
Противоположным недостатком является утрированная дикцияВ работе над ней необходимо уделять большое внимание тем же скороговоркам при полной расслабленности губ, при этом кончик языка должен быть предельно активен.
Что касается работы мягкого неба в пении, то оно, как известно, выполняет роль заслонки, перекрывающей ход в носоглотку. Если мягкое небо недостаточно активно, то в голосе появляется носовой призвук. Известны два основных приема оформления купола: зевок и активный вдох носом. Мягкое небо поддается изолированной тренировке. Глядя в зеркало можно тренировать мышцы, поднимающие маленький язычок и небную занавеску.
В работе с мягким небом используется «мычание», «нычание», пение на согласные «М» и «Н». Такие упражнения хорошо направляют звук в головной резонатор, создают «высокую настройку звука».
В отношении глотки в пении существует единое мнение, что по ощущению глотка должна быть широка и свободна. При напряжении звук приобретает зажатый, горловой характер. Для достижения глоточной свободы рекомендуется все тот же зевок, ощущение «горячей картошки», сохранение положения вдоха при пении.
В применении всех этих приемов необходим индивидуальный подход. Такой же индивидуальный подход, диктуемый педагогическим ухом, должен определять степень раскрытия рта при пении. Степень его раскрытия должна диктоваться наилучшим качеством звучания голоса, его тембром, возможностью ясно, чисто произносить согласные.

  1. Орфоэпия

Орфоэпия – это единообразное, присущее русскому литературному языку произношение, правильная речь.
Орфоэпия певческая отличается от речевой тем, что в вокальной дикции слова ритмически и звуковысотно организованы. Чтобы их пропеть, необходимо фиксировать и удерживать на дыхании гласные звуки, на которых и происходит фонация, здесь огромную роль играет действие языка. В разговорной речи он постоянно устремлен к верхнему небу, в пении необходимо, чтобы он упирался в корни нижних передних резцов и действовал с нижней челюстью, как единое целое.
Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения. В пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют нормальное звучание. Говорят и поют: «корова», «в октябре», «снегами», «в лесу», «берегись», «октябрь» (ударные гласные). Безударные гласные в пении тоже не изменяются, за исключением гласного о, который звучит как а. Петь надо «карова», а не «корова», «актябрь», а не «октябрь», «мая», а не «моя».
Однако при пении дети очень часто заменяют безударные гласные е, я гласным и. Лучше произносить их несколько неопределенно, что-то среднее между я, е, и.
 Согласные выговариваются по возможности быстро и четко, чтобы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных.
Согласные в конце слога произносятся в начале следующего. Например, «огоньки сверкают» исполняются: «о-го-ньки све-рка-ют». Если между словами есть знак препинания, то согласные нельзя «проглатывать», их надо произносить, как и в устной речи, в конце слога, без переноса на другой слог. Например, фраза «в нашем саду листопад» исполняется: «в нашем саду листопат» («листопат», а не «листопа»). Или фраза «в праздничный наряд» исполняется: «в праздничный нарят» («нарят», а не «наря»).
Остальные правила, которые применяются в речевом произношении, обычно используются и в певческой дикции. Поют: «што», а не «что», «хочецца», а не «хочется», «снек», а не «снег», «аччево», а не «отчего», «рыпка», а не «рыбка».
Выразительное произношение текста песни способствует выразительности пения.
Дети часто неправильно произносят окончания слов, суффиксы. В таких случаях применяю прием правильного произношения слов по слогам, как отдельными детьми, так и группой, например, 
«се-ры-е» (а не «се-ра-и») или «со-лны-шко» (а не «сол-нуш-ко»).
Все эти приемы применяются осторожно, с тем, чтобы уточнение и усвоение текста усиливало эмоциональное восприятие песни, углубляло музыкальный образ и не превращалось в сухую, формальную тренировку.
 
Гласные звуки составляют мелодическую основу речи, так как определяют высоту, интенсивность (силу) и протяжность звука. Каждый звук характеризуется своим укладом языка, определенной степенью раскрытия рта и раствора губ. Все гласные формируются в зеве. В пении необходимо зафиксировать, сохранить положение гласной до конца ее звучания. Если пренебрегать этим правилом звукообразования, возникают фонетические искажения, звук переходит на горло, нарушается динамическая структура музыки.
Все гласные надо уметь фиксировать кончиком твердого языка в основании нижних резцов. Упражнения выполняются в игровой форме перед зеркалом.
Фиксация гласных находится в прямой зависимости с метрическими особенностями песни. Очень часто певцы не додерживают длительность гласной, спешат перейти на согласную. Существует прием пульсации, который способствует точному пропеванию длительности каждого звука.
Два гласных звука, стоящих рядом на стыке слов, надо разделять в пении.
Йотированные гласные (мягкие) произносятся с 
й.
Ударные гласные открываются языком и нижней челюстью, звучат фонетически ясно.
Редукционные гласные (несколько измененные) звучат более ослаблено, их фонетическая ясность приглушена.
Примеры: вода – вада, явилась – евилась, ремень – римень.
Когда одна гласная переходит в другую во время продолжающегося звука, необходимо сохранить ту же позицию при пении второй гласной, что и при пении первой, только слегка изменив произношение при помощи языка и губ. Каждый гласный звук, по мере его повышения или понижения, имеет 2-3 позиции рта. Проговорить каждый звук.
Согласные, оканчивающие слог в середине слова переносятся к следующему слогу, и пропеваются вместе с ним.
Пример: пишется:  Ты ря-би-нуш-ка рас-куд-ря-ва-я
пропевается: Ты ря-би-ну-шка ра-ску-дря-ва-я.
Согласные, оканчивающие слово, переносятся к началу следующего слова.
Пример: пишется:  Далекий мой друг, твой радостный свет
Пропевается: Да-ле-ки-ймо-йдру-ктво-йра-да-сны-йсвет.
Это дает возможность дольше  тянуть гласные, добиваться кантиленного  звучания.
Есть группа слов, при произношении которых выпадают отдельные согласные. Пример: Солнце – сонце, поздний-позний.
В некоторых словах одни согласные заменяются другими согласными.
Пример:  что –што, скучно – скушно, счастье – щастье, дождь – дощь.
Сочетание букв тс, произносится как ц.
Пример: советский – совецкий.
Сочетание букв ться, произносится как цца.
Пример: раздаться – раздацца, перебраться – перебрацца.
Окончания –его и –ого произносятся как –ево и –ово.  Пример: твоего – твоево, любимого – любимова.
Две одинаковые рядом стоящие согласные в пении произносятся обычно, как один удлиненный звук.
Пример: пишется: Как красив этот сад; 
пропевается: Ка-ккраси-фэ-то-тсат.
Все звонкие согласные переходят в глухие.
Пример: сад-сат, красив-красиф.
В случае когда два согласных звука стоят рядом, первый из них произносится с мягким знаком.
Пример: песня – песьня,  масленица – масьленница,  веснянка – весьнянка.
Глагольные окончания –ат, -ят, -ся при пении не изменяются.
В конце слова согласные утрируются (четко произносятся).
От исполнителей требуется умение смягчить (стушевать) неударные слоги, особенно если неударный слог приходится на более высокий звук, нежели ударный.

Заключение
Работа над дикцией вокалиста – это постоянный непрерывный процесс, который должен проходить под контролем педагога, владеющего необходимыми знаниями в области строения голосового аппарата и певческой орфоэпии. Предложенные в пособии упражнения и приемы помогут педагогу исправить дикционные недостатки у обучающихся и развить их фонетический (воспроизведение звука) слух и фонематический (восприятие чужой речи) слух. Развитие артикуляционного аппарата на начальном этапе обучения пению должно быть включено в занятия по вокалу и, по возможности, в занятия по культуре речи. Исходя из выше перечисленного, можно вывести общие рекомендации по работе над дикцией у начинающих вокалистов:
1) В работе с артикуляционным аппаратом важна тренировка, сознательный контроль, внимание.
2) Очень важна работа с зеркалом.
3) В работе над «активной свободой» надо быть к себе очень требовательным, чтобы не пропустить никаких зажатий типа «кривого рта», «бровей домиком» или «вытаращенные глаза».
4) При тренировке артикуляционного аппарата требуются многочисленные повторы неудобных движений до ощущения комфорта. Не надо бояться усталости мышц, но надо избегать новых зажатий.
5) Очень важно и полезно слушать записи хороших исполнителей, так как слуховое восприятие улучшает осознание мышечных ощущений.

ссылка на видеоурок: https://go.mail.ru/search_video?fm=1&rf=https%253A%252F%252Fe.mail.ru%252F&q=работа%20над%20дикцией%20для%20вокалистов

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

музыка народов мира (7 класс 2 тема ДО)

7 класс Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер (3-я тема ДО)

4 класс "Музыкальный фольклор народов россии" (4 тема ДО)