Полифония в музыке и живописи (5 класс 1 тема ДО)

Тема: Полифония в музыке и живописи.  (В музыке Баха  слышатся мелодии космоса…)
Цель: развитие у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания произведений И.С. Баха.
Задачи:
реализация гуманистической направленности в воспитании детей на примере личностных качеств и творчества И.С. Баха;
развитие творческой и двигательной активности на уроке музыки;
формирование вокально-хоровых навыков и нотной грамотности;
восприятие детьми созвучности поэтических произведений, используемых на занятии, стилю и духу И.С. Баха.

У испанского музыканта и композитора Пабло Казальса есть такое высказывание: “Обнажить человеческую натуру до такой степени, чтобы стали отчётливо видны её божественные свойства; наполнить обычную деятельность возвышенной страстью; дать крылья вечности тому, что в высшей степени эфемерно; очеловечить божественное и обожествить человеческое – таков этот композитор, величайшее и безупречнейшее явление в музыке во все времена”.
.

Чтобы узнать о ком идёт речь,  давайте с вами отправимся в путешествие по Германии,  чтобы выяснить его имя. 
Итак, мы с вами в Германии, а именно в городе Айзенахе, где родился  великий немецкий композитор И.С. Бах. 
Кому не известно это имя?  Я думаю, что мало найдётся таких людей, которым не знакомо имя Баха.  А музыку этого гения не спутаешь ни с какой другой; она возвышает, облагораживает, заставляет слушателя задуматься о смысле жизни, о её высоких ценностях и идеалах.
Звучит музыка И.С. Баха “ Органная Прелюдия ”.

http://hotplayer.ru/?s=органная%20прелюдия%20соль%20минор%20Бах

УЧИТЕЛЬ.
Иоганн Себастьян Бах — великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот лет со дня его смерти, а интерес к его музыке по -прежнему возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания.  Он много лет проработал в церкви Святого Фомы органистом.
Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха — «Страсти по Матфею»
Его наследие включает в себя произведения разных жанров. Среди них мессы и кантаты, хоралы и произведения для органа, клавиры и вокальные сочинения, в том числе и пьесы для детей. Любимым инструментом для Баха был орган.
 Его органная музыка созвучна величию соборов. Её звучание прежде всего связано с такой формой выражения чувств и мыслей, как полифония.
Этот термин «полифония» для вас является новым. Так, что же такое полифония?
Полифония - это вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии голосов, в которой каждый голос имеет самостоятельное значение. Их объединение подчиняется законам гармонии. В полифонии главенствует один (обычно верхний) голос (мелодия), сопровождаемый прочими усиливающими его выразительность голосами аккордов. По словам самого Баха, каждое полифоническое произведение – это беседа разных голосов. Если одному из голосов сказать нечего, он некоторое время помолчит, пока не придёт время вновь вступить в беседу. Самое главное в полифонии, никто не должен вмешиваться в разговор голосов в середине разговора или говорить без надобности. Это высказывание, ребята, относится к такой музыкальной форме, как фуга. Фуга – является вершиной полифонической музыки.  В фуге главная мысль или тема повторяется в разных голосах, поочереди,  или переплетается – сначала в голосах сходится, а затем расходится
СЛУШАНИЕ: Прелюдия и фуга до мажор
https://5music.online/sound/бах%20прелюдия%20и%20фуга%20до%20мажор

Ребята, я уже сравнивала музыку И.С. Баха с образами величественных соборов. вы видите Реймский  и Кёльнские соборы.  Глядя на эти соборы, наш взгляд непроизвольно тянется выше, к небесам, тоже само происходит и во время слушания музыки Баха. Наша душа стремится к возвышенному, чистому, божественному.



 Серьёзности поставленных проблем и характеру органной музыки И.С. Баха соответствует стихотворение А. Рождественского “Голос человека”.
Пройдя у старой ратуши дозором,
Ночная стража гасит фонари
Над городом, над крыш его простором,
Все небо – в оперении зари.
Уже порозовели черепицы,
Осел туман у крепостных ворот,
И вновь перекликаются синицы,
О том, что утро новое встаёт.
Глухими переулками к предместью,
К ещё не разбудившейся реке,
Спускается, постукивая тростью,
Сухой старик в косматом парике.
Пред ним собор свои возносит стрелы,
Он кажется чудовищно немым,
Торжественный, в веках окаменелый,
Плывущий в предрассветный дым.
У низкой двери бокового свода,
Старик устало замедляет шаг,
Звенит ключом, труднее год от года,
На хоры путь сквозь паутинный мрак.
Но вот уже за кисеей тумана
Блеснули трубы - прямоствольный лес
Высокого и стройного органа
Под гулким скатом каменных небес.
Долой камзол, парик! И поединок,
С регистрами, вздохнувшими навзрыд,
Он начинает. Тонкий луч пылинок
По глянцевидной лысине скользит.
Он здесь один над немотой органа,
Пускай воскреснет всё, что отошло!
Живи и здравствуй, миг сей лучезарный,
И вей прохладой, времени крыло!
Всё, что цвело и мучило когда-то,
Что брошено раздумьем на весы,
Широким гулом скорбного раската
Разносит приглушённые басы.
Неудержимо рвётся воздух пленный,
По горлу труб под натиском мехов,
Смятеньем человеческой вселенной
И музыкой – гармонией миров.
Торжественно вдыхает грудь органа,
И катят волны в солнечной пыли,
Поёт о море жизни “голос человека”,
О радостях и горестях земли.
Вслушиваясь в это стихотворение, можно добавить, что великий ученый А. Эйнштейн слышал в музыке Баха “Гармонию вселенной”.
 Помимо инструментальной музыки у  И.С. много вокальных произведений. Послушайте одно из них.
СЛУШАНИЕ: Ария альта «Агнец божий»

http://hotplayer.ru/?s=Бах%20Ария%20альта%20%20Агнец%20божий

А сегодня мы с вами познакомимся с его «Весенней песней»

           ВЕСЕННЯЯ ПЕСНЯ
Солнышко в мае весь день сияет,
Льётся на наши мирные пашни
Щедрым потоком живительный свет.
Сердцем счастливым приветствуем нивы,
Озимь в цветенье под небом весенним.
О, как нам дорог твой скромный рассвет.
Радостны взору родные горы,
Нежная зелень сосен и елей,
Благоухающей жизни полна.
Кружатся пчёлы с гуденьем весёлым.
Ты вся сиянье, ты вся ликованье,
О, лучезарная гостья весна!



ИТОГ УРОКА: Сегодня мы с вами посетили Германию  и стали свидетелями жизни и творчества замечательного композитора И.С. Баха.  Мне хочется, чтобы, рассматривая этот памятник вы поняли, какой это был человек, и в какое время он родился, жил и творил. И почему Л.В. Бетховен о нём сказал: “ Не ручей, а море имя ему”?
 Фамилия Бах в переводе обозначает “ручей”, а поскольку композитор написал множество замечательных произведений, которые востребованы и в наше время, поэтому ему имя “море”. Рассматривая портрет, видишь человека, сильного характером, волевого, пережившего много жизненных трудностей.  Его произведения полны философских размышлений, диалога, драматургии и красоты.

ДЗ: Подготовить краткое сообщение на тему:" Что свойственно музыке И. С. Баха, какие музыкальные особенности?"

Спасибо за внимание!
До свидания!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

музыка народов мира (7 класс 2 тема ДО)

7 класс Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер (3-я тема ДО)

4 класс "Музыкальный фольклор народов россии" (4 тема ДО)