Внеурочная деятельность "Жар-птица" Ансамбль и хор. Единение жанров вокальной и инструментальной музыки.

Что такое музыкальная форма

Музыкальное произведение, как и произведение любого другого искусства, представляет собой единство содержания и формы.

Содержание художественно отраженные в произведении явления действительности, мысли и чувства людей.

Форма – (лат. forma — внешний вид, очертания)
  1. система музыкальных средств, примененная для воплощения содержания произведения
  2. строение, схема музыкального произведения

Ведущую роль в единстве содержания и формы играет содержание. Когда изменяется содержание произведений искусства, тогда изменяются и музыкальные средства, которые служат воплощению содержания, то есть изменение музыкальной формы обычно отстает от изменения содержания. Новое содержание первоначально пользуется, насколько это возможно, старыми средствами, старой формой, приспособляя их к своим нуждам, своим задачам, а затем изменяет и преобразует средства, форму.

Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей формальной структуре, плану, схеме, которая служит ему основой для проявлений творческой фантазии и мастерства.
Почти любая музыка, которую мы слышали, имеет форму.

4 главные принципа музыкальной формы:
  • повторение
  • варьирование
  • контраст
  • развитие

Основные музыкальные формы и их схемы:
  • период – состоит обычно из 2-х предложений
  • 2-х-частная форма А–В
  • 3-х-частная форма А–В–А
  • куплетная форма А–А–А–А–А и т.д.
  • рондо А–В–А–С–А
  • вариации А–А1–А2–А3–А4–А5 и т.д.
  • соната
  • фуга

Период - это самая простая форма, которая пришла из танцевальной музыки, отражает физиологические особенности человеческого восприятия.
2-е предложение - это ответ на первую, незаконченную музыкальную структуру.
Более сложные формы возникают в результате изменения или расширения основных структур.

Схемы с использованием букв (А, В, С) – это строфические формы, где каждая буква – строфа.
Принцип развития, появившийся в музыке позже 3-х первых принципов, отличается от описанных выше строфических структур тем, что тематический материал трактуется не только как структурная единица, пригодная для повторения и варьирования: в нем выделяются элементы, которые изменяются и взаимодействуют между собой и с другими темами (особенно ясно этот принцип демонстрируют сонатная форма и форма фуги).
В этих формах уже невозможно ограничиться просто буквами, их схемы гораздо сложнее. Они граничат уже с математическими формулами.
Вообще музыка близка к математике, это не только искусство, но и точная наука, довольно абстрактная, как и математика.
Первые теоретики музыки были также и выдающимися математиками, например, Пифагор.

При объединении музыкальных фрагментов, каждый из которых написан по своей структурной модели, в более крупное целое возникает т.н. циклическая форма (опера, оратория, соната, квартет, симфония, сюита, концерт и т.д.). В этом случае каждый фрагмент называется «частью» и имеет свое обозначение темпа и характера исполнения.

В истории музыки в отношении формы было немало курьёзов.
Сначала сочиняли музыку только талантливые люди, это было их призванием, часто - их жизнью. А в XVII - XVIII веках каждый человек "из общества" должен был уметь сочинить музыкальное произведение, стихи, записать в альбом хозяйки салона посвященный ей музыкальный куплет. Появились способы, позволяющие любому человеку сочинять музыку.
Одним из них является метод, предложенный в 1751 г. англичанином У.Хейсом. Метод описан в трактате "Искусство сочинять музыку исключительно новым методом, пригодным для самых захудалых талантов". Он состоит в том, что нужно взять щетку (можно зубную), обмакнуть ее в чернильницу и, проведя пальцем по щетине, разбрызгать чернила на лист нотной бумаги. Полученные кляксы должны обозначать положение нот на нотной линейке. Длительность ноты определялась размерами кляксы. Остается добавить тактовые черты, штили и т. п. Их расположение определялось, например, картами, случайно вынимаемыми из колоды.

Этот метод, как и многие подобные, потерпел неудачу - он слишком примитивен.

Появлялись и другие методы. Например, в XVIII веке широко распространилась музыкальная игра с игральными костями. Ее использовали не только любители, но и такие серьезные музыканты, как Ф.Э.Бах, И.Гайдн, Ф.Гендель и другие. В 1793 г. было издано приписываемое Моцарту "Руководство как при помощи двух игральных костей сочинять вальсы в любом количестве, не имея ни малейшего представления о музыке и композиции".

Но на самом деле все эти эксперименты с формой только доказали тот факт, что в музыке форма без содержания мертва. Величие и красота музыки – во взаимосвязи её содержания и формы.

Виднейший советский музыкальный учёный Б. В. Асафьев написал книгу «Музыкальная форма как процесс». Он описал 2 стороны формы: процессуальную и кристаллическую.

Часто музыкальная форма имеет и определенное назначение.
Так, например, этюд - музыкальная пьеса, предназначенная для совершенствования мастерства исполнителя, часто на применение определенного технического приема игры. Ф.Шопен "изобрел" новый этюд - произведение, имеющее определенную художественную ценность. Затем появились этюды Шумана, Листа, Рахманинова, Скрябина.
Прелюдия - издавна вступительная пьеса к музыкальному произведению. Впервые самостоятельность прелюдии обрели в творчестве И.С.Баха, Шопена.
Особенно полно канонизирована сонатная форма, сложившаяся к середине XVII в. В сонатной форме могут быть написаны как самостоятельные произведения - собственно сонаты, симфонии, квартеты, концерты, оратории, и т. п., так и отдельные части произведений. Типичным для классической сонаты является трехчастный цикл с медленной средней и быстрыми крайними частями. Ведущее место в цикле занимает первая часть, написанная почти всегда в сонатной форме. Вторая часть контрастирует с первой благодаря медленному темпу, лирическому, созерцательному характеру. В ней также обычно используется сложная трехчастная или сонатная форма. Быстрый финал очень близок к первой части, наиболее типичная для финала форма - сонаты или рондо-сонаты.
Еще более жесткими стали правила построения произведений сонатной формы у Л. Бетховена. Сонаты Бетховена обычно четырехчастные, последовательность частей в них: сонатное Allegro, медленная лирическая часть, менуэт или скерцо и, наконец, финал.

Формы вокальной музыки


Вокальная музыка играет особую роль в искусстве романтизма. Вокальная миниатюра делит право лидерства в жанровой иерархии эпохи с инструментальной миниатюрой. Вокальная музыка специфична. Особенности ее обусловлены:

  • взаимодействием музыки со словом (музыка стремится отразить особенности поэтического текста, поэтому закономерности формы поэтической и музыкальной взаимодействуют. Это приводит к индивидуализации и свободе, меньшей типизированности);

  • наличием круга собственно вокальных форм.


В вокальной музыке встречаются и все известные формы, сложившиеся в музыке инструментальной. Однако (из-за взаимодействия со словом) они менее нормативны, тяготеют к сквозному развитию, уменьшается роль точных реприз.

Ряд собственно вокальных форм:

  1. Простейшая из вокальных форм – куплетная. Она производна от народной песни. Иногда ее называют строфической. Такая форма в обобщенном плане отражает содержание текста (общее эмоциональное содержание). Разновидностью куплетной формы является куплетная форма с припевом. И куплет, и припев оформляются в простую форму (Глинка – романс «Не искушай»);

  2. Куплетно-вариационная форма. В этой форме вокальная мелодия остается без изменения (вокальная разновидность вариаций на мелодию остинато). Изменению подвергается инструментальное сопровождение (фактурные, тонально-гармонические изменения, подчеркивающие детали поэтического образа). Все это обогащает форму элементами сквозного развития (Мусоргский «Хованщина» – «Ходила младешенька»).

  3. Куплетно-вариантная форма. В этом типе композиции варьированию подвергается вокальная мелодия. Отличительные признаки вариантности:




  • вариант подразумевает мелодические изменения (интонационные и ритмические), но в отличие от орнаментальной вариации сохраняет мелодическую цельность – мелодия не дробится в фигурациях;

  • в отличие от строгой вариации, вариант допускает структурные, масштабные изменения;

  • вариант всегда сохранят образное и жанровое единство.


В куплетно-вариантной форме открываются большие возможности отражения образов поэтического текста, его деталей.
А) тождественный тип – когда сходство вариантов с темой сохраняется в той или иной степени на протяжении всего куплета (Свиридов «Поэма памяти С. Есенина», «В том краю…»).

Б) тип прорастания – в таких формах от куплета к куплету сохраняется лишь начальное интонационно-тематическое зерно. Дальнейшее вариантно-продолжающее развитие в каждом куплете осуществляется по разному (Шуберт – “Гретхен за прялкой”).

  1. Сквозные вокальные формы. Основаны на принципе непрерывного обновления музыкального материала, соответственно движению текста. В таких формах можно выделить 3 ведущих метода тематического развития, определяющего особенности их строения.




  • формы, основанные на принципе контрастного развертывания, представляют собой чередование небольших, структурно неоформленных эпизодов – фрагментов – речитативных и ариозных. Такая форма текучая, многоэлементна по тематизму.

  • Формы, основанные на принципе контрастного сопоставления, представляют чередование контрастных эпизодов более крупных и структурно оформленных, иногда соединяемых речитативными связками. Такая форма близка контрастно-составной.

  • формы, основанные на принципе непрерывного развертывания, - бесконтрастные формы, обладающие большой степенью слитности, единства фактуры и мелодического развития. Как правило, основу их составляют небольшие лирические стихотворения без сюжета, требующие не смены образа, а лишь оттенков психологического состояния.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

музыка народов мира (7 класс 2 тема ДО)

7 класс Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер (3-я тема ДО)

4 класс "Музыкальный фольклор народов россии" (4 тема ДО)