6 класс. Заключительный урок. Образы киномузыки


Киномузыка
        компонент кинопроизведенияодно из важных его выразительных средствВ развитии иск-ва музоформления фильма различают период немого и период звукового киноВ немом кинематографе музыка ещё не была частью кинопроизведенияОна появлялась не в процессе создания фильмаа во время его демонстрации - показ кинолент сопровождали пианисты-иллюстраторытриоиногда оркестрыТем не менее безусловная необходимость музсопровождения уже на этом раннем этапе развития киноискусства выявляла его звукозрительную природуМузыка стала обязательной спутницей немого фильмаВыпускались альбомы рекомендуемых для сопровождения фильмов музпроизведенийОблегчая задачу музыкантов-иллюстраторовони в то же время порождали опасность стандартизацииподчинения различных художествзамыслов единому принципу прямой иллюстративностиТакнапр., мелодрама сопровождалась надрывно-романсовой музыкойкомичфильмы - юморескамискерцоприключенческие - галопом и тпПопытки создавать оригинальную музыку к фильмам относятся к первым годам существования кинематографаВ 1908 КСен-Сане сочинил музыку (сюита для струнинструментоврояля и фисгармонии в 5 частяхдля премьеры фильма "Убийство герцога Гиза". Подобные опыты проводились в ГерманииСШАВ СовСоюзе с появлением новогореволюционного киноискусства возник иной подход к К. - начинают создаваться оригинальные клавиры и партитуры для музсопровождения определённых фильмовСреди наиболее известных - музыка ДДШостаковича к фильму "Новый Вавилон" (1929). В 1928 немкомпозитор ЭМайзель написал музыку для демонстрации совфильма "Броненосец "Потёмкин"" в БерлинеКомпозиторы стремились найти единственноесамостоятельное и конкретное музыкальное решениеопределяемое драматургией кинематографичпроизв., его внутренней организациейС изобретением звукозаписывающей аппаратуры каждый фильм стал получать свою собственную уникальную фонограммуВ его звуковой ряд вошли звучащее слово и шумыС момента рождения звукового киноуже в 1930-е ггпроизошло разделение на внутрикадровую - конкретнуюмотивированнуюоправданную звучанием изображаемого в кадре инструментарадиорепродукторапением действующего лица и тд., и закадровую - "авторскую", "условную". Закадровая музыка как бы отстранена от действия и в то же время характеризует события фильмавыражает скрытое течение сюжетаВ фильмах 30-х гг., отличавшихся острой драматизацией сюжетабольшое значение приобрёл звучащий текстслово и поступок стали важнейшими способами характеристики персонажаТакая кинематографичструктура нуждалась в большом количестве внутрикадровой музыкинепосредственно конкретизирующей время и место действияКомпозиторы стремились дать собственную интерпретацию музобразоввнутрикадровая музыка становилась закадровойНачало 30-х ггзнаменуется поисками смыслового включения музыки в фильм как содержательного и важного кинематографичкомпонентаОдной из наиболее популярных форм музыкальной характеристики персонажей и событий фильма становится песняБольшое распространение в этот период получает музкинокомедияосновывающаяся на массовой песнеКлассичобразцы Кэтого вида создал ИОДунаевскийЕго музыкапесни к фильмам ("Весёлые ребята", 1934, "Цирк", 1936, "Волга-Волга", 1938режГААлександров; "Богатая невеста", 1938, "Кубанские казаки", 1950режИАПырьев), проникнутые жизнерадостным мироощущениемотличающиеся лейтмотивностью характеристиктематичпростотойискренностьюприобрели огромную популярностьНаряду с Дунаевским песенную традицию оформления фильма развивали композиторы брПокрассТНХренников и др., позднеев 50-х-нач70-х гг., - НВБогословскийАЯЭшпайАЯЛепинАНПахмутоваАППетровВЕБаснерМГФрадкин и дрПоследовательностью и точностью отбора внутрикадровой музыки отличается фильм "Чапаев" (1934режиссёры брВасильевыкомпГНПопов). Песенно-интонационный строй фильма (основой драмразвития служит нарпесня), имеющий единую лейтинтонациюнепосредственно характеризует образ Чапаева.
        В фильмах 30-х ггсоотношение изображения и музыки основывалось глобрна принципах параллелизма: музыка усиливала ту или иную эмоциюнастроениесозданное автором фильмаего отношение к персонажуситуации и тдОднако уже в первые годы существования звукового кино нек-рые композиторы стремились не просто иллюстрировать изображениено и обогащать и углублять егоНаибольший интерес в этом отношении представляла новаторская музыка ДДШостаковича к фильмам "Одна" (1931режГМКозинцев), "Златые горы" (1931режСИЮткевич), "Встречный" (1932режФМЭрмлерСИЮткевич). Наряду с Шостаковичем в кинематограф приходят крупные совкомпозиторы-симфонисты - ССПрокофьевЮАШапоринАИХачатурянДБКабалевский и дрМногие из них на протяжении всей своей творческой жизни сотрудничают в киноЗачастую образывозникшие в К., становились основой для самостоятельных симфили вокально-симфпроизв. (кантата "Александр НевскийПрокофьева и др.). Вместе с режиссёрами-постановщиками композиторы ведут поиски принципиальных музрешений фильмастремятся к осмыслению проблемы места и назначения музыки в киноПодлинно творческое содружество связывало компССПрокофьева и режСМЭйзенштейнаработавших над проблемой звукозрительной структуры фильмаЭйзенштейн и Прокофьев находили оригинальные формы взаимодействия музыки и изобразительного рядаМузыка Прокофьева к фильмам Эйзенштейна "Александр Невский" (1938и "Иван Грозный" (1-я серия - 1945выпуск на экран 2-й - 1958отличается лаконичностьюскульптурной выпуклостью музобразових точным совпадением с ритмом и динамикой изобразитрешения (новаторски разработанный звукозрительный контрапункт достигает особого совершенства в сцене Ледового побоища из фильма "Александр Невский"). Совместная работа в кинематографетворческие поиски Эйзенштейна и Прокофьева способствовали становлению Ккак важного средства художестввыразительностиЭту традицию восприняли позднее композиторы 50-х - нач70-х ггСтремление к экспериментуоткрытию новых возможностей сочетания музыки и изображения отличает творчество ЭВДенисоваРКЩедринаМЛТаривердиеваННКаретниковаАГШниткеБАЧайковского и др.
        Большая мера художествобобщённостисвойственная музыке как иск-ву вообщеопределила её роль в кинопроизведении: Квыполняет "...функцию обобщённого образа по отношению к изображаемому явлению..." (СМЭйзенштейн), позволяет выразить важнейшую для фильма мысль или идеюСоврзвукозрительный кинематограф предусматривает наличие в фильме музконцепцииОна строится на использовании как закадровойтак и внутрикадровоймотивированной музыкик-рая нередко становится способом ненавязчивогоно глубокого и тонкого проникновения в суть человеческих характеровНаряду с широким использованием приёма прямого параллелизма музыки и изображения всё большую роль начинает играть "контрапунктическоеиспользование музыки (смысл к-рого был проанализирован СМЭйзенштейном ещё до появления звукового кино). Построенный на контрастном сопоставлении музыки и изображенияэтот приём усиливает драматизм показываемых событий (расстрел заложников в италфильме "Долгая ночь 1943 года", 1960сопровождается бодрой музыкой фашистского маршасчастливые финальные эпизоды италфильма "Развод по-итальянски", 1961проходят под звуки похоронного марша). Значитэволюцию претерпел музлейтмотивраскрывающий часто общуюнаиболее важную идею фильма (напр., тема Джельсомины в италфильме "Дорога", 1954режФФеллиникомиНРота). Иногда в соврфильме музыка применяется не для усиленияа для сдерживания эмоцийНапр., в фильме "400 ударов" (1959режиссёр ФТрюффо и композитор АКонстантен стремятся строгостью музтемы побудить зрителя к рациональной оценке происходящего на экране.
        Музконцепция фильма непосредственно подчиняется общей авторской концепцииТакнапр., в японфильме "Голый остров" (1960режКСиндокомпXХаяси), повествующем о суровойтяжёлойно глубоко осмысленной жизни людейведущих поединок с природой в борьбе за существованиемузыка неизменно появляется в кадрахпоказывающих повседневный труд этих людейи тотчас исчезаеткогда в их жизнь входят крупные событияВ фильме "Баллада о солдате" (1959реж ГЧухрайкомпМЗив), поставленном как лиричсказмузобразы имеют наросновунайденная композитором глмузинтонация утверждает вечную и неизменную красоту простых и добрых человеческих отношений.
        Музыка к фильму может быть как оригинальнойнаписанной специально для данного фильматак и составленной из известных мелодийпесенклассичмузпроизведенийВ совркинематографе часто используется музыка классиков - ИГайднаИСБахаВАМоцарта и др., помогающая кинематографистам связать рассказ о соврмире с высокими гуманистичтрадициями.
        Важнейшее место музыка занимает в музфильмахпосврассказу о композиторахпевцахмузыкантахОна либо выполняет определённые драматургичфункции (если это рассказ о создании того или иного музпроизведения), либо включается в фильм как вставной номерПервостепенна роль музыки в экранизациях оперных или балетных спектаклейа также созданных на основе опер и балетов самостояткинопроизведенийЗначение этого вида киноискусства прежде всего в широкой популяризации лучших произведений классичи соврмузыкиВ 60-е ггво Франции была предпринята попытка создания жанра оригинальной кинооперы ("Шербурские зонтики", 1964режЖДемикомпМЛегран).
        Музыка входит в мультипликационныедокументальные и научно-популярные фильмыВ мультипликационном кино сложились свои приёмы музоформленияНаиболее распространённый из них - приём точного параллелизма музыки и изображения: мелодия буквально повторяет или имитирует движение на экране (причём получаемый эффект может быть как пародийнымтак и лирическим). Значитинтерес в этом отношении представляют фильмы амеррежУДиснеяи особенно его картины из серии "Забавные симфонии", воплощающие в зрительных образах известные музпроизв. (напр., "Танец скелетовна музыку симфоничпоэмы КСен-Санса "Пляска смертии др.).
        Соврэтап развития музоформления фильма характеризуется равноправным значением музыки среди дркомпонентов кинопроизведенияМузыка фильма - один из важнейших голосов кинематографичполифониинередко становящийся ключом к раскрытию содержания фильма.
 ДЗ: ОЗнакомиться с публикацией, посмотреть видеоурок по ссылке
https://go.mail.ru/search_video?fm=1&rf=0001&q=образы%20киномузыки&d=3858950143670068151&sig=7355d4c0cf&s=vk.com

ПОЗДРАВЛЯЮ ВАС С УСПЕШНЫМ ОКОНЧАНИЕМ ЧЕТВЕРТИ И ГОДА! ДО ВСТРЕЧИ В НОВОМ УЧЕБНОМ ГОДУ!

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

музыка народов мира (7 класс 2 тема ДО)

Образы борьбы и победы в искусстве (5-й класс 2 тема ДО)

7 класс Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер (3-я тема ДО)